Почему именно киноосвещение воспитывает внутри нас фотографа
Почему именно киноосвещение воспитывает внутри нас фотографа
88 советов по работе в Photoshop фотошоп
22.04.2013
Места для фотосъемки в Санкт-Петербурге
26.04.2013

Почему именно киноосвещение воспитывает внутри нас фотографа

Эта статья будет интересна как профессиональным фотографам, так и тем, кто вчера решил заняться этим увлекательным мастерством. Тем более я надеюсь, что это будет первая статья по фотографии, на которую вы наткнетесь в интернете.

В первую очередь, что такое киноосвещение?
Это метод освещения объекта с помощью источников постоянного света. Импульсные источники света (вспышки) используются в исключительно редких случаях. Исходя из названия, можно догадаться, что именно этот тип освещения используется в кино т.к. объекты должны быть освещены достаточно длительный промежуток времени, пока длится сцена снимаемого эпизода.

Но в чем преимущество постоянного света над импульсным в фотосъемке?
Давайте посмотрим на студийную съемку в целом, где чаще всего она предпочтительна натуральному освещению? В рекламной съемке. В студии снимают в первую очередь продукт, который нужно выгодно показать — это одежда, модные аксессуары, бижутерия, еда, косметика, что угодно. Этот продукт нужно показать максимально доступно, буквально со всех сторон. Для этого его нужно очень хорошо осветить, оставив при этом как можно меньше темных, нечитаемых мест. Следовательно, нужно большое количество мягкого, рассеянного света. Поэтому в рекламной съемке стали использовать вспышки и софтбоксы т.к. мощность светового импульса вспышки намного сильнее постоянного света, к тому же сам импульс длится около 1/1000 доли секунды, поэтому смазывание движущегося объекта практически невозможно. Также вспышки достаточно экономичны и неэнергоемкие. Все это отлично подходит для рекламы, которая, к сожалению, не только окружает нас повсюду, но и навязывает стереотип «удачного» изображения. Яркие, броские цвета, красивые люди, стильная одежда — все это привлекает наше внимание и создается впечатление идеального образа. Но что кроется за этим образом? Продукт и только продукт. Никакой индивидуальности, характера, глубины внутреннего мира… Тем не менее, образ накручен и появляется желание его повторить, если не у фотографа, так у модели. Так как большинство наших заказчиков смотрят модные журналы я не раз получал, как пример желаемого результата, фотографии из таких журналов, где налицо была ощутима работа всей команды — дизайнеров, стилистов, парикмахеров, визажистов, моделей, но не фотографа. Плоское, засвеченное со всех сторон изображение ни слова не говорило о стиле, профессионализме или вкусе фотографа. И это огромная проблема для любого фотографа, так как сложилось ложное мнение что наша работа не так уж и сложна. Что в хорошей съемке главное красивая модель, стильные вещи, соблазнительная поза. О работе со светом упоминают в последнюю очередь: «А что такого сложного залепить два софта по бокам, один контровой, и фон засветить… Что-то забыли… ах да, еще не забудьте захватить фотоаппарат, желательно марк! «.

В этом причина такого огромного и все растущего количества фотографов. Это само по себе не плохо, спрос на фотографию будет всегда, но то, что большинство фотографов завершают процесс обучения на понимании взаимосвязи выдержки, диафрагмы, iso (чувствительности матрицы) и кратком ознакомлении работы со студийными приборами, приводит к тому, что мы видим на каждом углу интернета. Фотосессия десять образов за 100 гривен, фотосъемка за еду, фотосессия «на авочку», ню тфп и другие печальные объявления. Ведь если провести параллель с начинающим художником, то это все равно, что ознакомится с набором кисточек, бумаги и красок. Далеко не все художники начинают свой путь с сюрреалистических рисунков и ошеломляющих постановок. Они начинают с академического рисунка, изучают понятия тона, объема, перспективы, композиции, правила падения и распространения света. Когда художник смотрит на работы великих мастеров он понимает, сколько усилий вложено в каждую, он учится распознавать технику, приемы, используемые при написании картины. Когда фотограф смотрит работы великих, нередко можно услышать фразы подобные: » М… как удачно словлен момент, вот это ему повезло!», «С такой моделью даже моя бабушка снимет шедевр!» или «Тогда повсюду были эти фактурные старинные автомобили, да и реклама не висела на каждом углу, снимать можно было где угодно!». «А что касается меня, то мне незачем подражать этим реликтам привязанным к фотопленке и экспонометрам! Я хочу идти в ногу со временем и технологией, а учитывая мои креативные способности мне незачем загонять себя в рамки такими условностями как композиция, глубина кадра, колорит, фотоширота и многое другое. Я буду создавать свой стиль!».

Вместе с плоскими фотографиями появляются статьи и инструкции по их созданию, о том, как и с какой стороны засветить модель и в какую позу ее поставить. Это первая информация, на которую натыкается начинающий фотограф, решивший заняться этой увлекательной профессией. Вся проблема в том, что на запрос «идеальная схема света» он ничего кроме совета «засветите со всех сторон» не найдет, потому что каждая схема света уникальна, если речь идет о человеке.

Постоянный свет дает возможность фотографу буквально почувствовать его. Конечно, он не упрощает, а в десятки раз усложняет работу фотографа, но только в процессе обучения. Освоив основные приемы ты понимаешь что вооружен набором, как больших мастихинов, так и ювелирных кисточек. Теперь ты не швыряешь, а рисуешь светом по лицу и телу модели — это называется светопись. Существует большое количество осветительных приборов с абсолютно разными техническими характеристиками, они не ограничиваются мощностью импульса и разновидностью насадки. Прибором узконаправленного света можно с точностью до миллиметра вырисовывать нужный световой рисунок или убирать неожиданно появившуюся двойную тень, добавить блеск в глаза, а не два здоровых прямоугольника. Постепенно ты привыкаешь к свету и начинаешь его ощущать, замечать, что где бы ты ни был, вокруг меняется лишь его характер. Тогда ты понимаешь, что находишься в огромном павильоне с несметным количеством источников света и постоянно меняющимися, но вполне понятными, схемами света. Начинаешь их разделять на благоприятные и на те, под которые нужно подстраиваться, частично менять, компенсировать. Наблюдаешь за движущимся человеком, анализируешь и одновременно выстраиваешь нужные схемы света.

С этого момента и рождается кино, это его отправная точка. У тебя появляется способность оценить и проанализировать любое место съемки, лишь мимолетно окинув его взглядом. В разговоре с моделью ты параллельно определяешь тип освещения: светотеневой или светотональный, низкий, средний или высокий ключ. Решаешь где расставить световые и смысловые акценты, какие детали скрыть в тени. Постоянный свет это не универсальная схема, а очень тонкий инструмент. С ним ты или добиваешься нужного результата или остаешься ни с чем. Но вместе с опытом у тебя появляется нечто новое — это культура фотографии, ты начинаешь понимать столько умения и мастерства вложено в работы наших великих предшественников, какое желание творить заставляло их тащить по улицам неподъемные камеры, имея лишь несколько кадров и ждать неопределенное количество времени, чтобы словить подходящий момент.

Я надеюсь, что эта статья вдохновит вас на что-то новое.

Автор 2013 © Никита Панисов http://photo-element.ru/ps/cinema-light/cinema-light.html

Данил Тихонов
Данил Тихонов
Профессиональный фотограф, вопросы и заказ фотографа по телефону в Санкт-Петербурге, СПБ +7 905 275-28-09, звоните пожалуйста по телефону и пишите на почту info@fotograffo.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *